В возрасте 1—7 лет у ребенка постоянная потребность в движении. Любимым местом его игр является пол. Смена положений (на корточках, на четвереньках, сидя, лежа) необходима ему для развития, а пол — просторное поле деятельности. Поэтому важно высвободить, возможно, больше свободного места и постелить на полу коврик. С этой целью в детских комнатах целесообразны ковровые покрытия и трансформируемая мебель, позволяющая освободить на время площадь пола. Широко используются различные выдвижные столики, ящики, табуреты, парные кровати разной высоты (днем одна задвигается под другую), двухъярусные кровати. Это удобно, если в семье двое детей с небольшой разницей в возрасте.
Каждый ребенок должен иметь свое рабочее и спальное место, свои полки или шкафчики. Комнату можно разделить на две функциональные зоны — тихих игр, занятий и сна и зону подвижных игр. Это позволит одному из ребят спокойно заниматься, в то время как второй играет. Половина комнаты занята спальными местами и рабочим столом, возле которого предусмотрены с двух сторон полки для книг. Шкафы для одежды и игрушек отделяют одну часть комнаты от другой. В зоне игр на стене предусмотрены доска для рисования мелом, счеты, шит, на который навешивают рисунки, произведения изобразительного искусства и т. д.
Возможно и такое решение, когда два стола зрительно отделены один от другого шкафом, что позволяет детям при занятиях сосредоточиться и не отвлекаться. Если разница в возрасте между детьми значительна, то у них различный режим дня, и они будут мешать друг другу. При очень большой разнице в возрасте детей малыша лучше размещать в одной комнате с бабушкой или в спальне родителей, а старшему ребенку выделить рабочее место.
В остальных случаях, а также при наличии детей разного пола необходимо организовать две разные функциональные зоны в помещении и зрительно разделить их. Для этого целесообразно использовать шкафы-перегородки, раздвижные перегородки или отдельные секции стеллажей, позволяющие на определенное время разделить помещение на две части.